План работы педагога – психолога МБОУ «Краснохолмская сош №1» Н.Г Тутаковой на 2023 – 2024 учебный год
Целью психологического сопровождения является создание социально – психологических условий для развития личности учащихся и их успешного обучения.
В ходе психологического сопровождения решаются следующие задачи:
- систематически отслеживать психолого – педагогический статус ребенка и динамику его психологического развития в процессе школьного обучения;
- формировать у обучающихся способности к самопознанию, саморазвитию и самоопределению;
- создать специальные социально – психологические условия для оказания помощи детям, имеющим проблемы в психологическом развитии, обучении.
Основные направления деятельности психолога:
Диагностико – коррекционная (развивающая) работа – выявление особенностей психического развития ребенка, сформированности определенных психологических новообразований, соответствия уровня развития умений, знаний, навыков, личностных и межличностных образований возрастным ориентирам и требованиям общества:
- изучение обращения к психологу, поступающего от учителей, родителей, учащихся (определение проблемы, выбор метода исследования);
- разработка рекомендаций, программы коррекционной работы с учащимися, составление долговременного плана развития способностей или других психологических образований.
Психопрофилактическая работа – обеспечение решения проблем, связанных с обучением, воспитанием, психическим здоровьем детей:
- разработка и осуществление развивающих программ для учащихся с учетом задач каждого возрастного этапа;
- выявление психологических особенностей ребенка, которые в дальнейшем могут обусловить отклонения в интеллектуальном или личностном развитии;
- предупреждение возможных осложнений в связи с переходом учащихся на следующую возрастную ступень.
Психологическое консультирование – помощь в решении тех проблем, с которыми к психологу обращаются учителя, учащиеся, родители.
Организационно – методическая работа
№ | Планируемые мероприятия | Сроки проведения | Планируемый результат.Примечание. |
1 | Изучение нормативной документации | В течение года | Осведомленность в области психологических знаний |
2 | Оказание методической помощи классным руководителям в проведении классных часов и родительских собраний | В течение года | Предупреждение возможных психолого – педагогических проблем |
3 | Участие в семинарах, конференциях, родительских собраниях | В течение года | Повышение уровня профессиональной компетентности |
4 | Создание «методической копилки» | В течение года | Формирование и развитие психолого – педагогической компетентности участников образовательного процесса |
5 | Подбор психологического инструментария (тестов) | В течение года | Составление диагностического стандарта по возрастам и по основным направлениям |
Диагностическая работа
№ | Планируемые мероприятия | Объект деятельности | Сроки | Планируемый результат.Примечание |
1 | Диагностика адаптационного периода у учащихся 1-х классов Диагностика адаптационного периода у учащихся 5 –х классов Диагностика адаптационного периода у учащихся 10 –х классов |
Уч-ся 1 классов Уч-ся 5 классов Уч-ся 10 классов |
1 этап: сентябрь – октябрь 2 этап: январь-февраль |
Исследование причин нарушения обучения и воспитания, совершенствование предупреждения трудностей в учебе и межличностных отношениях, формирование адекватной самооценки по результатам проведенных исследований. Сохранение и укрепление психофизического здоровья. |
2 | Изучение личностных УУД | Учащиеся 5-8 классов | В течение года | Оценка сформированности личностных УУД |
3 | Тестирование на раннее выявление употребления наркотических веществ | Учащиеся 5-11 классов | Сентябрь-ноябрь | Профилактика употребления наркотических веществ |
4 | Анкетирование и тестирование учащихся по раннему выявлению безнадзорности, преступности и правонарушений: 1. Анкетирование по выявлению личностных качеств 2. Тестирование по выявлению склонностей к правонарушениям |
Родители и учащиеся, находящиеся в группе риска | В течение года | Профилактика безнадзорности, преступности и правонарушений в семьях |
5 | Выявление детей «Группы риска» методом наблюдения | Уч-ся 1-11 классов | В течение года | Выявление девиантных форм поведения и личностных особенностей, формирование групп коррекции. |
6 | Выявление одарённых детей | Уч-ся 1-11 классов | Создание условий для оптимального развития одарённых и способных детей | |
7 | Мониторинг готовности к обучению в школе. | Будущие первоклассники | Апрель-Май | Выявление уровня готовности детей к обучению в школе. |
8 | Диагностика личностных особенностей учащихся (по запросу педагогов и родителей) | Уч-ся 1-11 кл. | В течение года | Оказание индивидуальной помощи по результатам диагностики. |
Коррекционно-развивающая работа
№ | Планируемые мероприятия | Объект деятельности | Сроки | Планируемый результат. Примечание |
1 | Индивидуальные занятия с детьми ОВЗ и ЗПР. | Уч-ся, находящиеся на индивидуальном обучении | В течение года (1 или 2 раза в неделю) | Формирование механизмов эмоциональной регуляции поведения. Развитие мыслительных операций и т.д |
2 | Индивидуальная работа с учащимися «группы риска». Занятия по формированию поведения в разных ситуациях. | Уч-ся «группы риска» | В течение года | Коррекция и развитие необходимых личностных качеств; коррекция психологических причин нарушений межличностных отношений. |
3 | Индивидуальная работа с детьми, имеющими соматические заболевания | Учащиеся 1-11 кл. | В течение года | Обучение приёмам релаксации и стрессоустойчивости |
4 | Индивидуальная работа с детьми, имеющими различные расстройства поведения (по заявлению родителей) | Учащиеся 1-11 кл. | В течение года | Коррекция негативного поведения, развитие личностных качеств |
5 | Работа с одарёнными детьми. | 1-11 классы | В течение года | Развитие познавательной активности и творческих способностей |
6 | Развивающие занятия для первоклассников, имеющих трудности в обучении и в адаптации к школе (по запросу педагогов и родителей). | Уч-ся 1 классов | Второе полугодие | Преодоление трудностей в обучении и адаптации к школе учащихся 1 классов |
7 | Развивающие занятия для учащихся 5 классов, имеющих трудности в обучении и адаптации к школе (по запросу педагогов и родителей). | Уч-ся 5 классов | Второе полугодие | Развитие навыков, необходимых для успешной адаптациик школе учащихся 5 классов. |
8 | Проведение индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий по развитию интеллектуальных качеств и коррекции поведения | Уч-ся 9,11 классов (по запросу классных руководителей или родителей) | В течение года | Развитие отдельных качеств личности, способностей, познавательных процессов с целью ускорения процесса формирования личности. Коррекция и преодоление недостатков развития отдельных качеств. |
Профилактическая работа
№ | Планируемые мероприятия | Объект деятельности | Сроки | Планируемый результат. Примечание |
1 | Проведение тематических классных часов | Уч-ся 1-11 классов | В течение года (по запросу классных руководителей) | Формирование коммуникативных навыков, развитие умения находить компромиссные решения обсуждаемых проблем. |
2 | Групповые индивидуальные беседы с детьми «группы риска». Совместная с социальным педагогом работа по профилактике правонарушений среди подростков по плану школы. | Уч-ся «группы риска» | В течение года | Формирование культуры самопознания как основы успешной социализации личности в коллективе, акцентировать внимание учащихся на собственной личности с целью самопознания и дальнейшего саморазвития. |
3 | Индивидуальные беседы с родителями. | Родители | В течение года(по запросам) | Повышение педагогической компетентности родителей. |
4 | Участие в заседаниях Совета по профилактике правонарушений и преступлений. | Обучающиеся, педагоги, родители | В течение года | Оказание детям психологической поддержки, коррекция поведения. |
5 | Оказание помощи учителям в плане профилактики поведения учащихся. | Педагоги | В течение года (по запросам) | Оказание детям психологической поддержки, коррекция поведения. |
6 | Оказание помощи администрации школы и учителям в подготовке вопросов на ПМПК г. Тверь. | Педагоги | В течение года | Оказание детям психологической поддержки, коррекция поведения. |
7 | Развивающие занятия по профилактике экзаменационного стресса (физические и психологические признаки).Занятия по формированию навыков самоконтроля. | Уч-ся 9,11 классов | Второе полугодие | Профилактика экзаменационного стресса: психологическое сопровождение выпускников на этапе подготовки к экзаменам 9 и 11 классы. Обучение приемам саморегуляции: физические упражнения, аутотренинг. |
Консультативная и просветительская работа
№ | Планируемые мероприятия | Объект деятельности | Сроки | Планируемый результат. Примечание |
1 | Проведение консультаций для учащихся, педагогов, родителей по вопросам педагогического общения, проблемам семейного воспитания, семейных взаимоотношений, адаптации, выбора будущей профессии, конструктивного взаимодействия, трудностей в обучении. | Педагоги, родители, обучающиеся | В течение года(по обращению) | Оказание психологической помощи учащимся, педагогам, родителям. Вовлечение в учебно-воспитательный процесс родительской общественности, повышение психологической культуры всех субъектов образовательного процесса. |
2 | Тематические классные часы | Уч-ся 1-11 классов | В течение года (по запросу классных руководителей) | Психологическое просвещение и поддержка школьников. |
3 | Консультирование учащихся по проблемам жизнеустройства и самоопределения | Уч-ся 9,11 кл. | В течение года (по обращению) | Помощь уч-ся в определении проф.деятельности. |
4 | Выступления на общешкольных и классных родительских собраниях. | Родители | В течение года | Повышение педагогической компетентности родителей |
5 | Индивидуальные и групповые консультации с родителями по выбору профильных предметов (по запросу) | Родители уч-ся 9 классов | Февраль-март | Оказание психолого-педагогической помощи родителям по оптимальной поддержке детей в выборе профильных предметов |
6 | Консультации для родителей «Готовность ребенка к обучению в школе» | Родители будущих первоклассников | Март-май | Оказание психолого-педагогической помощи родителям по оптимальной поддержке детей в начале обучения в школе. |